Процесс отгадывания стимулирует активное развитие речевых функций у детей. Словарный запас пополняется и расширяется. Малыш обнаруживает для себя и запоминает, что каждое слово может иметь разные значения. И самая главная ценность, которую имеют загадки для малышей – это развитие ассоциативного и логического мышления, внимательности, сосредоточенности.
Для неё преграды нет –
Она греет нам обед.
Завтрак, ужин тоже
Нам погреть поможет
Яйцо курочка снесла,
Радость бабе принесла.
Баба била – не разбила,
Дед пытался – не разбил.
Оказалось, не простое,
Всем на диво, золотое.
Отгадайте сказку эту,
Мне скажите по секрету.
Трясогузка ввысь взлетела,
У ручья лесного села.
Там, чтоб превзойти подружку,
Громко квакает …
Винни-пух поет вопилки,
В голове его опилки,
На груди его – значок,
А на нем друг…
На «Е» он начинается,
Один у него рог,
Похож он на лошадку,
Волшебный...
Леденцом висит она.
Звёздами окружена,
В тёмном небе, всем видна,
Эта круглая?..
Эту сладкую сосульку
Называют петушком.
Эта сладкая сосулька
Тает лишь под языком.
Когда загорелся этот вот свет,
Препятствий, значит, движению нет!
Сказал мне светофор: «Иди!
Счастливого тебе пути!»
Ее приходится носить,
Чтоб никого не заразить.
Лицо ей нужно прикрывать,
Когда вам хочется чихать.
Птица черная кружится,
«Кар» – кричит она и злится.
Всем известная персона,
А зовут ее…
Он в хозяйстве помогает,
Пыль и мусор устраняет,
Может даже пол помыть.
Как его нам не любить?
Жёлто-красно-синий
С ниткой очень длинной,
К звёздам рвётся вдаль
Мой воздушный...
Это не шутки, а настоящие жизненные загадки для малышей
Отгадывая, дети привыкают самостоятельно искать ответ на многие вопросы. У них формируется полезный навык не искать готовый ответ (когда можно просто спросить у взрослого все, что непонятно), а самостоятельно мыслить, пытаться догадаться.
Каждая загадка для малышей – это настоящая задача, которая ставит перед малышом много вопросов, показывает разные стороны одного предмета, объекта или явления. Каждый раз внимание акцентируется то на внешнем облике чего-либо, то на его внутреннем содержании, то на предназначении.
Не только загадки для малышей, но и чувства
Педагоги и психологи дошкольного образования рекомендуют начинать процесс отгадывания не позднее, чем в 2-3 года. Многие папы и мамы часто совершают ошибку, когда обнаруживают, что ребенок не знает некоторых, как им кажется, элементарных вещей, и стремятся сразу подсказать ответы к загадкам. Не стоит торопиться с этим! Нужно приучать детей к тому, чтобы они сами всегда пытались догадаться, как и почему происходит то-то и то-то. И нельзя забывать, что если сын или дочь получает сразу готовый ответ, он быстро теряет интерес к теме разговора.
Каждая загадка для малышей наполнена познавательным смыслом. Например, предлагается отгадать, о чем идет речь в таком стишке:
«Круглое красивое по небу катается,
Само оно счастливое, и нам всем улыбается.»
В этих двух коротеньких строчках очень много смысла, т.к. здесь заложены эмоции, настроение, а также природные объекты и явления. При попытке найти ответ на такой вопрос малыш не только ищет его в буквальном смысле (т.е. он должен догадаться, что речь идет о солнце), но и ассоциативно запоминает, что солнце всегда дарит людям радость.
И важно приобщать детей к тому, чтобы они не только отгадывали загадки для малышей, но и запоминали их, и загадывали потом кому-то еще.